Реквием по часам.
Что такое репассаж и когда он необходим?

Репассаж или repassage, от re (пере) и passage (проход), – профессиональный термин, пришедший из французского языка, обозначает он полную переборку механизма наручных часов. Процедура относится только к механическим часам, а её основная цель – предотвратить износ механизма. Кварцевые в этом не нуждаются, у них нужно при необходимости менять батарейку и производить ремонт другой категории.
В чем состоит процедура и зачем она нужна?

Для наручных часов репассаж – то же, что полный техосмотр двигателя машины, включающий полную разборку всех деталей и их чистку/замену, а также замену жидкостей и расходников.

По мнению мастеров, современные механические часы нуждаются в этом даже больше тех, которые были выпущены, например, в середине XX века или ранее. Связывают это в первую очередь с более высокими требованиями к точности хода (от былой погрешности порой в минуту в сутки сегодня мы пришли к 15-20 секундам и даже это уже далеко не предел) и выросшему количеству усложнений (то есть сложнее стал сам многофункциональный механизм).

Основные задачи

Хотя современные часы рассчитаны на службу в течение десятилетий, детали, испытывающие постоянную повышенную нагрузку, за продолжительный срок изнашиваются. Это относится, например, к элементам автоподзавода: колесу реверса и туго закрученной пружине. При необходимости замены детали заказывают на фабрике-производителе или (крайне редко) изготавливают в мастерской.

Кроме того, любому механизму рано или поздно потребуется чистка, каким бы герметичным не было место крепления задней крышки и соединения заводной головки с корпусом. Даже в самых щадящих условиях носки за годы внутрь корпуса попадают мельчайшие частицы пыли, смазка деталей подсыхает и густеет, работа механизма затрудняется. Именно профилактика и репассаж призваны сделать так, чтобы ваши наручные часы «работали как часы».
Как часто нужно делать репассаж?

Большинство производителей рекомендуют делать репассаж с периодичностью раз в 3-5 лет. Обычно срок указывают в инструкции по эксплуатации. Но необходимость обслуживания всегда подсказывается условиями носки и фактическим состоянием механизма. В профессиональных мастерских перед тем, как начать разбирать часы, их тестируют, проверяя основные показатели, в первую очередь, точность хода. Бывает и так, что мастер может не взяться за репассаж, считая, что в нем нет потребности. Также и после финальной сборки механизма часы тестируют на ход, работу каждого усложнения и герметичность корпуса.
Кто должен и может это делать?

Так как от качества сборки зависит работа механизма, делать это должен только высококвалифицированный мастер. Такую услугу оказывают сами производители (она платная и не входит в гарантийное обслуживание), сертифицированные сервисные центры и независимые мастерские. В последнем случае стоит убедиться в профессиональном уровне часовщиков, почитать отзывы об их работе и сравнить условия с теми, которые предлагает сама марка или официальный дилер. Стоимость работы может быть ниже, но есть риск если не повреждения механизма, то ухудшения его работы и уменьшения срока службы в перспективе.
Главные признаки того, что ваши часы пора нести на репассаж:

– заметная погрешность хода, сильно увеличившаяся по сравнению с обычными показателями (в среднем для механических часов считается нормальной погрешность до 20 секунд в сутки, у дорогих швейцарских часов, особенно сертифицированных, около 5-10 секунд);

– сложность завода – это легко почувствовать, прокручивая заводную головку. Её ход может стать тугим, а завод не доходить до конца;

– изменившийся характер хода стрелок: это заметно визуально, если стрелки стали дергаться или двигаться более резко/менее равномерно;

– стал менее эффективен автоподзавод, скажем, вы заметили, что часы останавливаются, даже когда вы оставляете их в ящике всего на день.
Как вам статья?
Made on
Tilda